Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов «Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования» Кафедра воспитания и дополнительного образования
Отчёт по мониторинговому обследованию качества воспитательного процесса среди воспитанников СОШОТ и СУВУЗТ
(сентябрь-декабрь 2010 г.)
ПКИПКРО, 2010
Введение
Основной целью, заявленной в программах развития специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа является социализация и индивидуализация подростков девиантного поведением. Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. (Википедия) Индивидуализация - процесс и результат совмещения индивидуальных требований, ценностно-нормативных предписаний, ожиданий определенных действий, проявления личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения общественной роли, со спецификой потребностей, свойств и стиля деятельности индивидов. (Ананьев Б.Г.) Воспитание является составной частью процесса социализации и представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. Оно включает систему педагогических практик (Кравченко А.И.) Под качеством воспитания мы понимаем совокупность действий педагогов спецшкол, условий воспитательного процесса социальным и личностным ожиданиям. Инструментом оценивания результатов качества воспитания является мониторинг развития личностных качеств воспитанников, активности детей во внеурочной и социально-значимой деятельности, условия, способствующие эффективной реализации воспитательной системы школ. Мониторинг качества воспитательного процесса среди воспитанников СОШОТ и СУВУЗТ Пермского края проводился с сентября по ноябрь 2010 года. Авторами Программы мониторингового обследования являются доценты кафедры воспитания и дополнительного образования Новокшонова Галина Александровна, к.п.н. и Гарсия Элен Николаевна. Программа мониторингового обследования качества и эффективности воспитательного процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа
Цель обследования: изучение качества и эффективности воспитательного процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа
Задачи обследования:
1. разработка критериев обследования;
2. подбор диагностического инструментария;
3. проведение обучающих семинаров по процедуре обследования;
4. проведение мониторингового обследования;
5. обработка полученных первичных данных;
6. обобщение и описание результатов.
Объект обследования: воспитательный процесс в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа.
Предмет обследования: влияние воспитательной системы на качественные изменения личности воспитанников, их социализацию и индивидуализацию. Выборка обследования: 100% воспитанников специальных учреждений открытого и закрытого типа Пермского края. Проблема обследования состоят в следующем противоречии. - с одной стороны, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа созданы и функционируют в Пермском крае в соответствии с Типовым положением, т.е. выполняют функцию профилактики правонарушений (о чем свидетельствуют результаты работы аттестационных комиссий). С другой стороны, уровень социализации выпускников в различных учреждениях данного типа колеблется от 50 до 80%. - с одной стороны все учебно-воспитательные образовательные учреждения решают единую задачу, с другой стороны нет единых требований и критериев оценивания результатов воспитательного процесса. Гипотеза обследования состоит в предположении о том, что качественные изменения в личности воспитанника являются следствием воспитательного процесса, специально организованного и учитывающего специфику учащихся.
Состав рабочей группы: Руководители обследования, работники СОШОТ и СУВУЗТ, прошедшие подготовку в рамках практического семинара.
Обязанности руководителей:
1. Разработка программы мониторингового обследования;
2. Рассылка информационных писем с графиком проведения практических семинаров в территориях (Приложение 6-7)
3. Проведение практических семинаров с отработкой диагностический методик, определением сроков и формы отчета по мониторингу.
4. Обработка полученных материалов. Составление сводной таблицы и текстового анализа по мониторингу.
Обязанности работников СОШОТ и СУВУЗТ:
1. Участие в семинаре.
2. Проведение мониторингового обследования.
3. Подготовка справки по педагогическим работникам.
4. Предоставление информации по учреждению.
Методы проведения обследования:
· опрос педагогов;
· анкетирование и тестирование воспитанников;
· анализ количественных и качественных результатов образовательного процесса.
Методы обработки результатов обследования:
· методы математической статистики;
· сравнительный анализ.
Предполагаемые критерии обследования:
● Личностные качества воспитанников;
● Уровень успеваемости и школьной активности воспитанников;
● Качественный уровень педагогического коллектива ОУ;
● Уровень организации образовательного процесса.
Рабочий план обследования:
1. Разработка программы и подбор инструментария – сентябрь 2010.
2. Проведение 3-х обучающих семинаров – октябрь – ноябрь 2010.
3. Представление информации от спецшкол в виде Сводной таблицы (приложение 5)
4. Обработка полученных данных – декабрь 2010.
Диагностический инструментарий:
Для воспитанников – прямая диагностика (по каждому воспитаннику):
1. М.Рокич Ценностные ориентации;
2. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей;
3. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика личностного роста школьника
4. Методика «Твое отношение к своему здоровью»
Для воспитанников – опосредованная диагностика (по каждому воспитаннику):
1. Качество успеваемости
2. Количество и уровень посещаемости дополнительных программ, секций, факультативов, других системных занятий
3. Участие в соуправлении ОУ (не зависимо от уровня), волонтерской работе, социальных проектах.
Для педагогов и ОУ анализ:
1. Количество педагогических работников и специалистов в ОУ на 1 воспитанника (в пропорции, например на 1 воспитанника – 2,2 педагогических работник).
2. Средний возраст педагогических работников и специалистов ОУ;
3. Уровень квалификации педагогических работников и специалистов по учреждению (количество по категориям)
4. Количество дополнительных образовательных программ, финансируемых из средств ОУ, проводимых по расписанию;
5. Количество дополнительных образовательных программ, не финансируемых из средств ОУ;
6. Количество утвержденных (школьным, муниципальным, региональным) методическим советом воспитательных и социальных программ;
7. Количество социальных проектов, реализованных в ОУ за 2008-9 и 2009-2010 годы соответственно.
АНАЛИЗ МОНИТОРИНГА Мы предположили, что основным результатом социализации воспитанников являются ценности ориентации, ценности - цели, к которым могут стремиться люди. Для реабилитации воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений система воспитания должна быть направлена на формирование таких ценностей, которые являются приоритетными не только для личности и ближайшего окружения, но и для общества в целом. Пятнадцать терминальных ценностей мы выделили в три группы с соответствующими, выше обозначенным приоритетам, баллами. Таким образом, максимальное количество баллов у подростков, ориентированных на социальные ценности 45, минимальное, ориентированных на личностные ценности 15. (см. методику). Норма 30 баллов. По результатам мониторинга чуть ниже нормы средний показатель воспитанников в Уральском Подворье (28,2), СОШОТ г.Лысьва (28,4) и СОШОТ г.Губаха (28,2)(график 1). Развитие индивидуализации, как важного средства для личностного роста, конкурентоспособности, эффективного выполнения общественной роли не возможно без анализа удовлетворенности базовых потребностей. Самореализация, как высшая потребность, обеспечивается удовлетворенностью базовых потребностей. Подробный анализ их неудовлетворенности позволяет педагогическому коллективу определить направление индивидуального реабилитационного маршрута, помочь подростку пройти «кризисные ворота»[1]. Удовлетворенность базовых потребностей напрямую связана и с мотивацией к обучению, так как подростку ничего не мешает в выборе интересов, направлений дальнейшего развития. Учитывая, что частичная удовлетворенность по каждой серии оценивается от 14 до 28 баллов, а полная неудовлетворенность от 28 до 42 баллов, а по сумме всех пяти серий соответственно 70 - 140 и 141 – 210. Для сравнительного анализа качества воспитательного процесса, создания для воспитанников условий безопасности, чувства принятия (принадлежности к группе сверстников), а также в создании ситуации успеха (признании) мы анализируем средний показатель по каждой школе. Полная удовлетворенность не отмечена ни в одной из школ. Частичная удовлетворенность, допустимый параметр (от 70 до 140) наблюдается в 5 школах. В зоне неудовлетворенности базовых потребностей находится большая часть воспитанников СОШОТ гг.Губаха и Чайковский (график 3). Комплексная характеристика воспитанности учащихся определяется различными методиками. Для нашего Мониторинга мы выбрали методику Личностного роста школьника (авторы Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В), которая позволяет определить отношение воспитанников к важным параметрам социальной жизни по показателям: позитивное-негативное и устойчивое-ситуативное. Диагностика, проведенная в школах, дает интересный материал для определения направлений воспитательного воздействия на каждого конкретного учащегося. Тринадцать характеристик, свидетельствующих об уровне качества воспитания подростка, среди которых отношения к семье, к Отечеству, к природе, к миру, к труду, к культуре, к знаниям, к человеку, к «телесному и духовному Я», показывают уровень принятия социальных ценностей. Повторная диагностика позволит увидеть в дальнейшем степень влияния воспитательной системы школы на развитие этих отношений Мы же в мониторинге учитываем общий бальный показатель. Устойчивое позитивное отношение по всем критериям находится в зоне 364 балла и выше, ситуативно-позитивное, в зоне от 182 до 363. Со знаком минус отношение оценивается как негативное. Относительно «хороший» параметр для нашего анализа находится в границах 121 и выше, что свидетельствует о позитивном отношении более 75% воспитанников. По материалам исследований различных специалистов, именно такой процент детей в группе определяет общую направленность развития. Допустимый параметр (от 40 баллов до 120) свидетельствует о неустойчивости отношений к выделенным характеристикам, но позволяет, при усилении воспитательного влияния, сформировать устойчивое позитивное отношение к социальным ценностям. Мы вынуждены отметить, что по результатам диагностик ни в одной школе не набралось достаточного количества просоциальных подростков. Антисоциальное влияние (ниже 40) наблюдается в СОШОТ гг.Губаха и Лысьва (график 2). Авторы допускают, что валидность теста, состоящего из 91 вопроса с 9 оценками (от -4 до +4), не достаточная, воспитанники спецшкол зачастую в больших тестах ставят оценку не вчитываясь в содержание. Поэтому рекомендуется через пол-года еще раз провести тест в малых группах от 3 до 5 человек и сравнить результаты. В ХХI веке приоритетом воспитательной работы является формирование ответственного отношения к здоровью. Создание условий для сохранения здоровья учащихся – одна из ключевых составляющих системы образования. Мы не могли обойти данную сторону качественной воспитательной системы и, учитывая, специфику контингента спецшкол, выбрали максимально простую, ног информативную диагностику. Данный опросный лист не позволяет «заскучать», так как включает три метода оценки: бальную, описательную и эмоциональную. Вместе с тем, данная методика позволяет вывести усредненный балл отношения к здоровью по школе. Максимальный показатель 30 баллов. Допустимый от 15. Все воспитанники оценили свое здоровье как удовлетворительное. Подробный индивидуальный анализ по каждому воспитаннику позволит педагогическим работникам определить направления, требующие усиления. Ближе всех к минимальной границе допустимого показателя СУВУЗТ г.Очер. Лучше всех показатели в СОШОТ гг. Соликамск, Губаха, и Теплогорской спецшколе закрытого типа (график 4). Важной составляющей качества воспитательного процесса являются уровень обученности и социальной активности воспитанников. Для нашего обследования были взяты такие показатели как: средний балл за последний аттестуемый период (1 четверть 2010 -11 учебного года), участие в соуправлении на любом уровне (наличие закрепленного поручения /статуса) и активность (участие в дополнительных образовательных программах, социальных проектах, волонтерский труд). В целом по краю средний балл успеваемости за 1 четверть составил 3.46. Ниже всех отмечена успеваемость в СМОШОТ г.Чайковский (3,0), Лысьва (3,2) Губаха (3,3). Лучшие показатели успеваемости в Уральском Подворье и Теплогорской спецшколе (график 5). Участие воспитанников в дополнительных образовательных программах не менее важный показатель, так как свидетельствует о наличие развивающих позитивных интересов, через которых можно мотивировать ребят на обучение. Средний показатель по краю 2,6 программ на 1 воспитанника. Лучше всех дела с выбором программ в СУВУЗТ г.Очер и п.Теплая гора. Выше среднего показатель в СОШОТ г.Лысьва и приближается к ним СОШОТ г.Соликамск. Хуже всего с дополнительными программами обстоят дела в Уральском Подворье. Наиболее важный показатель качества воспитательного процесса – это возможность социальных практик для подростков, участие в соуправлении, социальных проектах и волонтерский труд. Лучше всего организованна такая работа в Теплогорской спецшколе закрытого типа (2,2). Она почти в 2 раза превышает средний показатель по спецшколам края (1,3). Очень хорошая активность воспитанников в СОШОТ гг. Чайковский (1,8), Лысьва (1,5), Чусовой (1,5), а также СУВУЗТ г.Очер (1,6). То есть каждый воспитанник принимал участие в течение первой четверти 2010-11 учебного года минимум в 1,5 мероприятиях, акциях. В три раза ниже среднекраевого показателя участие воспитанников Уральского Подворья и СОШОТ г.Губаха (график 6). Мы не ставили целью мониторинга рейтинг спецшкол. Усиление качества воспитательного процесса возможно при самоанализе воспитательной системы. Общие критерии оценки качества позволяют каждой школе определить свои пробелы, направления дальнейшей работы. Повторный мониторинг в конце учебного года с большей вероятностью будет свидетельствовать о влиянии воспитательной системы на социализацию и индивидуализацию воспитанников. В данном мониторинге мы не учли процент вновь прибывших воспитанников, который составляет от 20 до 80 в различных спецшколах. Эффективность воспитательной системы зависит от качественных характеристик педагогического коллектива. Мы выбрали показатели в наибольшей степени влияющие на воспитательный процесс. В первую очередь, это соотношение числа педагогов и воспитанников. В школах открытого типа он составляет 0,3 (в Уральском Подворье-0,24, в Соликамске-0,26). Значительно выше соотношение в спецшколах закрытого типа, что определяется спецификой учреждения. Средний возраст педагогических работников в спецшколах края - 43 года. Молодые кадры пришли в Теплогорскую спецшколу, Очерскую спецшколу и СОШОТ г.Соликамск, где данный показатель ниже (график 7). Нами оценивался и квалификационный уровень педработников спецшкол. Меньше всех педагогов с квалификацией в СОШОТ г.Соликамск (72%) и СУВУЗТ г.Очер (76%). Больше всех (100%) в г.Чусовой (график 8,9). Несомненно, главным условием социального развития личности являются социальные практики, реализация которых обеспечивается воспитательной системой спецшколы. Для анализа качества воспитательного процесса мы выделили основные параметры: возможность выбора дополнительных образовательных программ, как в самом учебном заведении, так и в организациях-партнерах или объединения, организованные и проводимые на волонтерской основе взрослыми. Среднее количество дополнительных образовательных программ, предлагаемых учащимся на одну спецшколу – 6. Вместе с тем в ряде школ в основное расписание внесены по 1 программе (СУВУЗТ г.Очер и СОШОТ г.Чайковский) или ни одной (СОШОТ г.Губаха). При этом организация дополнительного образования в Тёплогорской СУВУЗТ включает 15 программ, в Уральском Подворье 6 (график 10, ряд 1). В мониторинговом обследовании мы учли возможность участия подростков в дополнительных развивающих системных мероприятиях вне учебного процесса с привлечением организаций-партнеров. Такую возможность имеют только воспитанники СОШОТ гг. Чусовой и Чайковский 7 и 5 соотвественно (график 10, ряд 2), а также активность в соуправлении и добровольческих делах. Больше всего возможности и реальность такого участия мы видим в Тёплогорской СУВУЗТ, в Уральском Подворье и СОШОТ г.Чайковский (график 10, ряд 4). Дополнительным усиливающим фактором, влияющем на эффективность воспитательного процессы, выделен показатель сертификации (утверждение методическим советом любого уровня, наличие внешних рецензий). Отвественно к требованиям современной школы подходят в Уральском Подворье (46 программы), СОШОТ г.Чусовой (8 программ), г.Чайковский (6 программ) (график 10, ряд 3). В нашем мониторинговом обследовании мы предполагали, что качественные изменения в личности воспитанника являются следствием воспитательного процесса, специально организованного и учитывающего специфику учащихся. За основу мы взяли воспитательный процесс, организованный и реализуемый в спецшколах. Идея инертного сохранения усвоенных норм поведения (отсутствие рецидивных правонарушений и преступлений), не может в данном обследовании, на наш взгляд, быть приведена к общему знаменателю в силу специфики условий (открытые спецшколы и закрытые спецшколы). Часто мы наблюдаем активность детей в школе и быструю потерю всего усвоенного вне школы. Вместе с тем, такой показатель может служить «лакмусовой бумажкой». Нами сделана попытка вывести единые критерии для всех типов спецшкол, определить ключевые, влияющие на социальное и индивидуальное развитие подростков. Безусловным лидером в организации эффективной воспитательной системы и ее влияния являются СУВУЗТ Тёплогорская спецшкола, Уральское Подворье и СОШОТ г.Чусовой. Практически не использует дополнительный воспитательный ресурс СОШОТ г.Губаха. Мы считаем, что данное мониторинговое обследование в большей мере позволит самим спецшколам увидеть результаты при повторных диагностиках, когда станет понятно насколько, в постоянно меняющемся коллективе подростков, формируются социальные нормы и ценности и насколько сам подросток развивается в личностном плане. [1] О.Больнов